Существует три способа добычи каменных блоков: взрывной (самый дешевый и технически отсталый, при котором вывод полезной продукции ниже 20%, остальное щебень), накачка воздухом (более щадящий, выход полезных блоков 50-60%), камнерезный (самый современный, технологичный и рентабельный, дорогостоящий). Последний максимально сберегает монолитность и целостность камня. Для откола блока достаточно 6-7 штатных сотрудников и три механизма. Фронтальный погрузчик, буровая установка и канатная пила. Вот и все оборудование.
Свой карьер звучит солидно, но это всего лишь месторождение. Например, близ города Тампере (Финляндия) карьер работает с 50-х годов. Годовая производительность 4,5 тыс куб. м в год. Работает три человека. Важное в карьере – блочность и трещинованость, декоративность, однородность и предсказуемость по структуре. Поэтому ценность имеют большие залежи однородного по структуре и цвету камня. Как то Другорецкое (габбро диабаз), Балтийское (Дымовский, Елизовский), Возрождение, Чупа (Гранатовый амфиболит), Сопка Бунтина (Пироксенит), Калгуваара, Мансуровский, Цветок Урала, Коелга, Шабровское (Серпентинит «Змеевик»). В 90-е варварскими методами добычи были загублены многие уникальные месторождения - например: Сюскюянсаари и единственное в мире месторождение малинового кварцита (Порфир-98%кварца), из которого сделана усыпальница Наполеону и Мавзолей Ленина. В отвалах этих карьеров старатели одиночники пытаются добыть товарный гранит. Поэтому цена на эти камни очень высока, а большой размер достать невозможно. Для возобновления добычи товарных блоков необходимо убрать ручным способом массив камня, покрытый трещиноватостью, фактически переработать в дешевый щебень и «добраться» до целика горной породы. Это большие финансовые издержки по силам только государству. Совсем заброшены и затоплены многие уникальные карьеры Урала Родонит, Синий мрамор и т.д. (Яндекс в помощь) Взять лицензию на разработку реально, но где взять средства на оборудование, маркетинг. Только один фронтальный погрузчик САТ-988 стоит 5500000 рублей. Одно колесо на замену стоит 600000 рублей. Это под силу немногим. А задача государственная. Возможности замостить улицы и площади уникальным русским камнем у нас есть, дома отделывать и усадьбы не бетоном и гипсом, акрилами искусственными, а нашими мраморами и гранитами. Благо, они почти все имеют первый класс безопасности. В современной камнеобработке все держится на оборудовании импортного производства, наши немногочисленные ИП производят оборудование для маленьких производств. Рынок на природный камень растет. И потребности покрываются в основном за счет импорта. А наши карьеры ждут меценатов.
Есть еще один забытый способ добычи, сравнимый с кладоискательством. Добыча уникальных блоков для эксклюзивных работ. Такие камни украшают основные музеи мира. Но могут быть доступны любому человеку, ценящему внутреннюю красоту камня и натуральные краски и узоры природы. Архитектурные шедевры Санкт Петербурга, Парижа, украшают изделия, вытесанные из уникально добытых единичных блоков Российских месторождений.
Суханов Самсон Ксенофонтович прославленный скульптор и камнерез создавал каменное чудо Санкт Петербурга. Внешние колонны Казанского собора, стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, колонны Исаакиевского собора, Александровская колонна весом более шестисот тонн, знаменитая ванна Суханова – восхищают взоры многих поколений. Все это сделано из уникальных, единичных, выломанных в каменоломнях блоков вручную.
По большому счету можно взять любой большой камень в районе камнедобычи вне карьера и распилить на слэбы. Тогда Вы получите уникальный, единственный в мире рисунок, который может украсить Ваш дом, парк, усадьбу. Этим занимаются старатели, умеющие «видеть» камень, слушать его «музыку».
Основная деятельность карьеров – добыча блоков. Карьеры не занимаются распиловкой и художественной обработкой камня. Эту работу выполняют предприятия по вторичной обработке. Они покупают блоки на карьерах и выходят на рынок производителей по художественной обработке камня. В цене на камень есть свои хитрости. Рассмотрим их на примере Другорецкого месторождения: товарные (ближе к прямоугольным), цвѐтные (темные и насыщенные, равномерно однородные) покупают «местные». На свободный рынок идут остатки. А то, что не купили, идет в отвал. Этот отвал – сырье для щебня. Но особо умелые продавцы «дешевых» памятников берут за копейки этот отвал и продают по цене ниже рыночной. Камни гранитной группы продукт долговременного использования сложного в обработке но красивого природного сырья. Изготовление памятников – это искусство выраженное в камне. Это память о наших близких. Это история нашей страны, нашего отношения к предкам, наша память.
А уникальная долговечность гранитов – высекает эту память в вечности.