Способы гравировки

Какие существуют способы гравировки по натуральному камню, чем они отличаются и какой выбрать.
Гранитная мастерская "Память М"
Способы гравировки на памятнике

Гравировка на камне заключается в нанесении на полированную поверхность требуемого изображения путём разрушения поверхности. Изначально гравировку наносили пучком спиц с победитовыми наконечниками различной толщины: разрушая глянец полировки, выбеляя светлые места, получают негатив. За счёт преломления света на разрушенной полировке изображение осветлялось. Чем чаще и сильнее художник бил спицами, тем светлее становилось место удара. За счёт игры светотени проявлялось требуемое изображение. Процесс трудоёмкий, поэтому ручные портреты стоили и стоят дорого. Хороший художник может трудиться над портретом от 8 часов до 10 дней, что отражается на качестве и «живости» нанесённого изображения. Цена ручных портретов колеблется от 5 до 100 тысяч. Встречаются настоящие шедевры, на которые художник потратил не одну неделю и в которые вложил душу.

К сожалению, этот вид искусства себя изживает, так как работа стоит дорого. На замену пришли техника и технологии. Около 20 лет назад стали появляться ударно-механические гравёры – тот же принтер, но с ударной головкой и победитовой иглой. Изображение готовится на компьютере и после согласования с клиентом наносится на камень за 2-3 прохода. На это уходит от 3 до 8 часов, в зависимости от объёма, но тут уже работает машина. У оператора может быть от 3 до 10 станков, поэтому скорость изготовления на одного человека значительно повысилась, что сказалось на цене портрета на камне. Изготовление портретов и надписей на граните значительно ускорилось. Параллельно с ударными появились лазерные гравировальные станки. И если на ударном средний портрет бьётся от 3 до 5 часов, то на лазерном выжигается за 1 час. В чём разница между станками? Ударный выбивает с полированной поверхности мельчайшие частицы гранита, оставляя «рваную» ямку на месте удара, а лазер просто «испаряет» камень, оставляя овальную вмятинку без трещин. На сегодняшний день эти три технологии применяются для изготовления портретов на граните и мраморе, добиваясь за счёт полутеней похожести портрета. Также по этой технологии можно наносить на камень буквы, ФИО, цветы, виньетки и т.д..

Другая технология воздействия на камень – пескоструй. Заклеивая плёнкой поле, оставляют открытыми участки, подлежащие воздействию фракционного песка под давлением от 4 до 6 атмосфер. Песок выбивает гранит от 0,5 до 1 мм, формируя необходимое изображение. Так как пескоструем невозможно добиться полутонов, для портретов и рисунков он не подходит. Используется в основном для нанесения ФИО, дат, монохромных рисунков, виньеток, цветов и т.д. без полутеней. В последующем может окрашиваться в различные цвета, так как поверхность камня остаётся шершавой и краска хорошо держится, или покрываться золотой либо серебряной сусалью. Пескоструем можно создавать и разные по глубине изображения, поочерёдно наклеивая плёнку на разные места, но из-за трудоёмкости и сложности (песок так и норовит пробиться под плёнку) способ не нашёл массового применения.

Ещё один способ нанесения букв и знаков на камень – скарпель. Это самый древний вид искусства. Скарпель – инструмент, маленькое зубильце разной ширины с победитовым наконечником. Буквы выбиваются под углом вглубь камня, создавая грани, на ус, либо по плоскости, в зависимости от поставленной задачи. Это самый трудоёмкий в обработке процесс. Скарпелью также обрабатываются после болгарки тонкие линии, узоры, детали в цветах, скульптурах и других изделиях из камня. На всех изделиях из камня во всех музеях можно увидеть следы работы скарпелью. На памятниках применяется в основном для нанесения ФИО, с последующим покрытием сусалью. Золотые грани, играя на солнце, смотрятся очень выигрышно. Сейчас скарпель повсеместно заменяется фрезером. Это значительно ускорило процесс изготовления, да и качество машинной обработки несоизмеримо выше.

Прогресс не стоит на месте, вместо спиц всё чаще применяют ручные ударные гравёрные машины, фрезер, болгарки боковые и прямые, продольные и поперечные пилы. Хорошее производство памятников сегодня уже не может работать по старинке и не использовать в своём арсенале всё многообразие станков и оборудования для изготовления памятников.

Понравилась статья?

0 оценок

Загрузка...